Что такое Nike и как появился данный бренд?
Бренд спортивной обуви «Найк»: от истоков до сегодняшнего дня. Спортсмен Фил Найт, основоположник компании, и разработанные им маркетинговые ходы. Возникновение названия фирмы и изобретение знаменитых «вафельных» подошв.
Стоит сказать, что данную легендарную компанию создал не гениальный предприниматель, а обычный спортсмен из Америки в паре со своим тренером. Их имена, возможно, не сохранились бы в истории спорта, но сейчас опыт легкоатлета Фила Найта и его тренера Билла Боуэрмана трансформировался в самую лучшую экипировку для занятий спортом. Эту одежду и обувь выбирает подавляющее число профессиональных спортсменов и любителей.
У истоков
Как правило, вновь создаваемая компания должна или занимать свободную нишу в сфере соей деятельности, или отвоевывать место для себя путем более продуманной маркетинговой политики. В данном случае имело место и то и другое. В момент основания компании Фил Найт был студентом университета в Орегоне. Там же он тренировался под руководством Билла Боуэрмана, выступая за университетскую команду. В то время выбор спортивной обуви был невелик. Высококачественные кроссовки «Адидас» стоили очень дорого, и это не позволяло малообеспеченным студентам их приобретать. Обычные кроссовки были доступны, но совершенно не подходили для длительных тренировок. После нескольких часов упорной работы ногам становилось просто невыносимо от боли. Поэтому тренировки профессионалов, имевших возможность приобретать «Адидас», проходили эффективнее, и результаты росли. У любителей было все наоборот.
Найт решил создать собственную схему. Она заключалась в том, чтобы привозить спортивную обувь из азиатских стран, где она гораздо дешевле. Он не только занимался спортом, но и отлично учился. Посещая лекции и семинары знаменитых экономистов, и в частности Шелленбергера, спортсмен усвоил основы бизнеса. Считается, что именно на семинаре по маркетингу в голову будущему миллионеру и пришла столь гениальная идея. Созданная им компания была названа Blue Ribbon Sports и не имела официального статуса.
В 1963 году начинающий предприниматель поехал в Японию для заключения контракта с фирмой Onitsuka. В то время это было выгодно, так как рабочая сила в этой стране была намного дешевле. Вначале стратегия оправдывала себя, и кроссовки распродавались мгновенно. Достаточно было приехать в тот или иной город и открыть двери фургона, который стал передвижным магазином. Уличная торговля не напрягала амбициозного молодого человека.
Вскоре возникла необходимость расширения бизнеса. К двум талантливым предпринимателям присоединился еще один. По профессии Джефф Джонсон был менеджером, и поэтому мог более четко организовать продажи. Как и основатели компании, он тоже занимался спортом и поэтому понимал, как можно найти подход к профессионалам. Прежде всего, Джефф постарался встретиться и поговорить с как можно большим количеством знаменитых спортсменов-профессионалов. Во время беседы он выяснял, обувь какого производителя они предпочитают использовать вовремя тренировок и соревнований. После чего интересовался, по каким причинам был сделан этот выбор. Далее советовал примерить обувь новой фирмы, приглашая в свой офис.
В 1965 году, когда дела стали немного налаживаться, партнеры изменили название своего детища, выбрав имя греческой богини победы Ники. В это же время пришло решение переходить от сбыта чужих кроссовок к производству собственных моделей.
Сам логотип Nike был придуман в начале семидесятых годов одной из студенток Портленда. Это стоило всего 30 долларов. Правда в дальнейшем Фил отблагодарил ее, подарив несколько акций своей компании и фирменную статуэтку, украшенную бриллиантами.
В середине семидесятых была разработана «вафельная» подошва, ставшая визитной карточкой Nike. Эта мысль посетила Билла Боуэрмана при взгляде на вафли. И действительно: такая подошва увеличивает силу толчка и в то же время позволяет сделать обувь более легкой. Популярность такой обуви в конце семидесятых в Америке била все рекорды. Кроме того, фирма пригласила изобретателя Фрэнка, который разработал эффективную воздушную амортизацию подошвы. Это открытие стало прорывом, и прибыли компании стали стремительно расти.
В начале восьмидесятых компания Blue Ribbon Sports стала официально называться Nike. В ней трудилось почти три тысячи человек.
Достижения фирмы трудно переоценить. Около шестидесяти спортсменов выигрывали в ее экипировке награды, а баскетболист Майкл Джордан получил бессрочный контракт. Для него была создана специальная модель кроссовок. В этом случае не обошлось без скандала, но компания от этого только выиграла.
Легендарная подошва и крылатый слоган стали визитной карточкой Nike. Правда, при производстве продукции в Азиатских странах возникает множество неприятных ситуаций в виде слишком низкой оплаты труда или использования некачественных материалов, но, как говорят специалисты, компания старается учитывать все недостатки и ликвидировать их. Однако это требует затраты слишком больших средств.
Фирма и сейчас на подъеме, она старается держать руку на пульсе времени.